как открыть ООО самостоятельно
RSSПодписаться на e-mail рассылку

незаконное использование товарного знака

Незаконное использование товарного знака и ответственность марки

Какие последствия у незаконного использования товарного знака? Чем рискует юридическое лицо, прикрываясь чужим брендом?

Каждый производитель, пришедший на рынок всерьез и надолго, стремится продвигать свой фирменный бренд. К сожалению, незаконное использование товарного знака – это популярный метод, который массово применяют недобросовестные конкуренты. Как закон защищает правообладателей марки и что грозит нарушителям? Перед тем, как перейти к вопросу ответственности за использование чужого товарного знака, разберемся, почему этого нельзя делать.

Почему нельзя использовать чужой товарный знак

Товарный знак – это бренд, знак отличия, который подтверждает высокое качество и уникальность продукции. Продукции, в разработку которой собственник бренда вложил огромные усилия, материальные и интеллектуальные ресурсы.

Как правило, товарный знак регистрируют крупные и известные компании, которые годами и десятилетиями работают над своей репутацией. Если кто-то использует чужой товарный знак в своей деятельности, то он лишает законного владельца значительной части прибыли.

 Потребители, которые введены в заблуждение, покупают товар не у того, кто прошел с нуля всю цепочку от идеи бизнеса и бизнес-плана до создания продукта. Деньги получает нелегальный пользователь чужого бренда, который может позволить себе низкие цены на товар, ведь он не тратился на его разработку.

Зайдите на любой российский рынок, и вы найдете сотни примеров того, как использование чужого товарного знака помогает зарабатывать тем, кто не имеет к нему никакого отношения. Такие компании с мировым именем как «Адидас», «Найк», «Рибок» подают в наши суды тысячи исков, но количество подделок их торговых знаков практически не уменьшается. Контрафактную продукцию можно найти в любой товарной категории, в том числе, в нишах электроники, бытовой техники, косметики и даже лекарств.

Причем, Россия – это еще не показатель массового использования чужих товарных знаков. Китай в этом смысле – впереди планеты всей. Дело в том, что в каждой стране действуют свои правила защиты брендов, и видимо, в Китае их легко обойти. Или они изначально слишком мягкие. Во всяком случае, эта страна известна тем, что незаконно использует тысячи чужих брендов, и товары под поддельными марками поступают на наши рынки как раз из Китая.

 Кстати, незаконное использование товарного знака может вредить не только его законному владельцу, но и тому, кто им пользовался ранее, но не зарегистрировал.

Интересное судебное дело было рассмотрено с участием ООО «Вексель» и ООО «Сфера». Компания «Сфера» производила обувь под незарегистрированным знаком Highlander (Хайлендер). Обувь была хорошей и пользовалась популярностью у покупателей. ООО «Вексель», узнав, что марка, которую продвигает ООО «Сфера», не зарегистрирована, решило это использовать для незаконного обогащения.

Однако Верховный суд в Определении от 25 марта 2016 г. по делу № А40-26211/2015 признал, что права ООО «Вексель» не были нарушены, потому что никакой продукции под маркой Highlander компания не производила. А просто воспользовалась тем, что ООО «Сфера» не зарегистрировало товарный знак, хотя и продвигало его на рынке. Суд отказал истцу, который так и не смог получить 5 миллионов рублей, заявленных в качестве якобы понесенного убытка.

Эта история – хороший урок для тех, кто продвигает оригинальный товарный знак, но не регистрирует его в Роспатенте. В этом случае вы просто работаете на руку конкурентам, которые воспользуются раскрученностью незарегистрированного бренда, и зарегистрируют его сами.

Такие негативные примеры тоже есть, например, с брендом «Ямщик-такси». Сначала таксомоторная компания нарабатывала под этим брендом репутацию и доверие у клиентов. А потом конкуренты, узнав, что знак не проходил регистрацию, зарегистрировали его и стали использовать в своем бизнесе.

Судебная тяжба длилась четыре года, и в итоге первый владелец добился права зарегистрировать марку на себя. Но все это время оспариваемый торговый знак никем не использовался, поэтому его раскрутку пришлось начать заново.

Что понимают под незаконным использованием товарного знака

Конечно, самым очевидным незаконным использованием чужого бренда является его размещение на товарах в виде точной копии. Но это еще не все варианты нарушения прав собственника торгового знака.

Статья 1484 ГК РФ определяет, что нарушением исключительного права на бренд являются также:

  1. Использование похожего обозначения – например, из названия марки «Reebok» исключают одну букву и пишут ««Rebok», чем вводят потребителей в заблуждение. Здесь выходом может быть разработка такого изображения, которое очень трудно изменить, как знаменитую галочку «Nike».
  2. Однородность товаров (услуг) правообладателя и нарушителя, которые выглядят очень похоже. В качестве примера можно привести обувь марки Timberland, которую очень любят подделывать нелегалы. А покупатели, зная, как выглядит эта обувь, покупают очень похожую модель, предполагая, что это фирменная.
  3. Вероятность смешения разных обозначений. Здесь нарушение не столь очевидно, потому что степень смешения доказывается экспертизой и далеко не всегда потребители действительно вводятся в заблуждение. Например, было признано, что бренд «Skype» до смешения схож с названием телеканала «Sky». Так ли это на самом деле? Тем не менее, компании «Microsoft» пришлось договариваться о праве использовать логотип «Skype», причем без возможности выпускать продукцию под этой маркой.

Ответственность за незаконное использование товарного знака

Ответственность за незаконное использование товарного знака предусмотрена сразу тремя российскими кодексами: Гражданским, Административным и Уголовным.

Предполагаются следующие санкции:

1. По статье 1515 ГК РФ: изъятие из оборота и уничтожение за счет нарушителя товаров, этикеток, товарных упаковок, на которых размещен чужой товарный знак. Законный владелец бренда вправе требовать возмещения убытков или выбрать компенсацию в размере:

  • От десяти тысяч до пяти миллионов рублей (конкретная сумма определяется судебным решением);
  • Двукратной стоимости товаров, на которых нанесен незаконно используемый зарегистрированный товарный знак;
  • Двукратной стоимости легального права использовать зарегистрированный бренд, которая обычно взимается при сравнимых обстоятельствах.

2. По статье 14.10 КоАП РФ размер санкций зависит от категории нарушителя:

  • Граждане (обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве субъектов предпринимательской деятельности) – от пяти до десяти тысяч рублей;
  • Должностные лица (руководители организаций и индивидуальные предприниматели) – от десяти до пятидесяти тысяч рублей;
  • Юридические лица — от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
 Кроме того, в обязательном порядке производится конфискация предметов с незаконно воспроизведенным чужим товарным знаком, а также материалов и оборудования, применяемых в их производстве.

3. По статье 280 УК РФ — если чужой бренд использовался неоднократно или это принесло правообладателю крупный ущерб, то наступает уголовная ответственность, среди видов которой:

  • Штраф от ста до трехсот тысяч рублей;
  • Размер зарплаты осужденного или другого его дохода за период до двух лет;
  • Обязательные работы на срок до 480 часов;
  • Исправительные или принудительные работы на срок до двух лет;
  • Исправительные работы на срок до двух лет;
  • Лишение свободы на срок до двух.
 Причем, сейчас крупным ущербом для применения этой статьи признается сумма свыше 250 тысяч рублей, хотя ранее она составляла 1,5 миллиона рублей. То есть, уголовная ответственность за использование чужой марки ужесточилась.

Однако своим правом на бренд надо еще воспользоваться. Обратиться за защитой нарушенных прав могут не только собственники торгового знака, но и уполномоченные государственные структуры, например, таможенные органы.

Начинать разбирательство надо с экспертизы, проводимой патентным поверенным. А уже после сбора доказательственной базы и обращения с претензий к нарушителю, надо выбрать вариант защиты – судебный или внесудебный.

Как видим, незаконное использование товарного знака может принести не только быструю прибыль, но и нешуточные штрафы, вплоть до ликвидации бизнеса. Если вы решили зарегистрировать свое дело, достаточно придумать запоминающееся название бренда, оригинальный логотип, делать что-то нужное, востребованное, и делать это хорошо. И успех не заставит себя ждать.

Не пропускайте новые статьи! Подпишитесь на нашу рассылку, и получайте анонсы новых статей про ООО на свою электронную почту раз в неделю:

Введите Ваш e-mail: