
Как снять онлайн-кассу с регистрации в ФНС
Онлайн-кассы применяют компании и большая часть ИП при расчетах с физическими лицами. В 2017-2019 годах все аппараты были заменены на современные модели, которые умеют направлять фискальные данные через интернет прямо на сервер ФНС. Вместе с тем изменились и правила работы с ККТ, в том числе все, что касается ее регистрации. В этой статье мы расскажем о том, как снять кассу с учета в налоговой инспекции и в каких случаях это надо сделать.
Содержание
Когда нужно снимать с учета онлайн-кассу
Работа с кассовой техникой, в том числе порядок ее учета, регулируется законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ. В последние несколько лет, в рамках кассовой реформы, в него внесли немало изменений. Процедура постановки ККТ на учет в ФНС, а также снятия с учета, стала гораздо проще. В большинстве случаев для этого даже не придется посещать налоговый орган.
Аппарат может быть снят с учета по заявлению пользователя либо инспекцией в одностороннем порядке. Снять с учета онлайн-кассу владелец должен самостоятельно в таких случаях:
- ККТ передается другой организации или ИП;
- произошла ее поломка;
- аппарат был утерян или похищен.
Как видим, среди этих оснований нет ликвидации ООО или закрытия ИП. Дело в том, что в таком случае бизнес-субъект не должен снимать кассу с учета. Это обязана сделать ИФНС в одностороннем порядке (письмо ФНС от 10 июня 2020 года № АБ-4-20/9617@).
Полный перечень оснований для снятия ККТ с учета налоговым органом без заявления пользователя таков:
- поступила информация, что применяемая модель кассы не соответствует законным требованиям (использовать аппараты старого образца, а также не вошедшие в специальный перечень ФНС, запрещено);
- закончился срок действия фискального накопителя (ФН) – модуля памяти ККТ;
- организация закрылась / ИП снялся с учета, то есть в соответствующем реестре появилась запись о прекращении деятельности пользователя кассы.
Далее о том, каким образом можно снять кассу с учета в налоговой службе по заявлению пользователя.
Формирование отчета о закрытии ФН
Перед тем как снять кассу с учета, нужно сформировать на ней отчет о закрытии фискального накопителя. Его необходимо приложить к заявлению пользователя кассы (о нем расскажем чуть позже) и направить в ИФНС.
Если аппарат снимается с учета в связи с потерей или хищением, то такой отчет, конечно же, сформировать не получится. В этом случае закон разрешает его не представлять. Но следует запастись документами, подтверждающими факт утраты ККТ, – их могут впоследствии проверить. Например, если касса украдена, подойдет копия заявления в полицию.
Не выйдет сформировать отчет и в таких случаях:
- если касса пришла в нерабочее состояние. Необходимо извлечь ФН и передать его в налоговый орган для считывания информации;
- если вышел из строя фискальный накопитель. Пользователю следует обратиться к производителю ФН и отдать его на экспертизу. Она проводится с целью выяснить, можно ли получить записанные на накопителе сведения.
Подача заявления
Теперь надо сформировать заявление о снятии ККТ с учета. Есть три варианта:
- Заполнить его на бумаге по форме из приказа ФНС от 29 мая 2017 года № ММВ-7-20/484@. Этим же документом утверждены и правила заполнения. Оно направляется вместе с отчетом о закрытии ФН в любой территориальный орган ФНС.
- Воспользоваться личным кабинетом ККТ на сайте налоговой службы.
- Подать заявление через оператора фискальных данных.
Во втором и третьем случаях понадобится электронная подпись.
Срок направления заявления зависит от обстоятельств:
- при передаче другой компании / ИП – 1 рабочий день с даты передачи;
- при хищении или потере – 1 рабочий день с даты обнаружения этого факта;
- при выходе ФН из строя – 5 рабочих дней со дня поломки.
Заполнить заявление просто. Необходимо лишь указать:
- полное название организации / ФИО предпринимателя, а также ИНН;
- модель и заводской номер ККТ;
- информацию о том, что аппарат снимается с учета при утрате или хищении (отмечается нужный пункт);
- количество листов заявления и приложений (это может быть отчет о закрытии ФН);
- данные о лице, подтверждающем полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении.
Получение карточки
После получения заявления ФНС сформирует карточку о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета и выдает / направляет ее заявителю. Дата ее создания и будет считаться днем снятия ККТ с учета. Это должно произойти в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Если же касса снималась с учета налоговым органом в одностороннем порядке, то срок формирования и направления карточки меньше – 5 рабочих дней.
В карточке будет содержаться информация о бизнес-субъекте и аппарате, указанная в заявлении, а также дата снятия техники с учета. Документ формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП налогового органа и направляется заявителю через кабинет ККТ или оператора фискальных данных. По запросу налоговый орган может выдать карточку в бумажном виде.
Если ФН не работает
Мы уже говорили об экспертизе, которая проводится в случае поломки накопителя. В зависимости от ее результата дополнительные действия могут потребоваться и после того, как была снята с учета онлайн-касса.
Экспертиза может показать следующее:
- Данные с фискального накопителя можно считать. Необходимо в течение 60 дней с даты подачи заявления о снятии с учета направить в ИФНС отчет о закрытии ФН либо представить сам накопитель.
- Считать данные невозможно. Ясно, что в таком случае отчет представить не выйдет, а передавать сам накопитель смысла нет. Если будет сделан вывод о заводском браке ФН, этот факт должен быть документально подтвержден производителем.
Итак, мы подробно рассказали о том, как снять с учета онлайн-кассу и когда пользователь должен сделать это самостоятельно.
Еще раз обращаем внимание на то, что при ликвидации компании или ИП необходимости в этом нет. Аппарат будет снят с учета автоматически после того, как в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП появится запись о прекращении деятельности бизнес-субъекта.
Подпишитесь на новостную рассылку, чтобы в числе первых узнавать о свежих статьях на сайте: